Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История витражей


01.10.2015 обновлен сайт для большего удобства посетителей.

Витражи на заказ от студии ТИМ

Заказ витражей по телефону - 8 903 878 03 58

Из истории витражей


    Появление витражей в России в начале 19 века было связано с увлечением рыцарскими романами. Однако, не в Европе и не в России не было производств удовлетворяющий спрос на витражи. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров 19 века, а старинные средневековые произведения.
    Николай I проявлял к витражам (транспарантным картинам) большой интерес и желал распространить их в России. В первую очередь витражи стали появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом «готического стиля» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья.
    Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830 года. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции.     Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным.
Тем временем в Российской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.
    В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период достигло необычайного расцвета. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки и декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило витражи, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города. Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, зеркал, ювелирных украшений и т.д. После усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
    С началом Первой мировой войны объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьской революции все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 30 годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

    Так за относительно недолгую историю существования витражей в России, производство переживало и подъёмы, и забвение, и новые стилистические и технологические решения.

Наши партнеры

Деревянные лестницы на заказДеревянные лестницы на заказ Мебель на заказМебель на заказ Печи, камины, барбекюПечи, камины, барбекю Строй-комплект для лестницСтрой-комплект для лестниц
  Студия корпусной мебели УЮТСтудия корпусной мебели УЮТ  De Lest - лестницы на заказDe Lest - лестницы на заказ  
Яндекс.Метрика